* Нажимая одну из кнопок выше, содержащую слово "Скачать", вы даете согласие на обработку своих персональных данных, а также соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.
В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 87 представлены выкройки подводной лодки Форель.
История русской подводной лодки Форель начинается в Германии. В 1902 г. испанский изобретатель Раймондо Д'Эквилей, получивший образование во Франции, предложил фирме Круппа свой проект небольшой подводной лодки с электромотором и двумя торпедными аппаратами. Работы по постройке новой лодки начались в июне 1902 г. на верфи Германия в Киле под руководством инженера Георга Бергманна, и через год, 8 июня 1903 г, корабль, названный Forelle, сошел на воду. Затем начались испытания (в них приняли участие сам Д'Эквилей и немецкий инженер Критцлер) - в июле состоялись пробные погружения, а затем дело дошло и до опробования оружия (при этом оказалось, что лодка с установленными на ней торпедными аппаратами развивает скорость всего в 4,5 узла.). В сентябре новое оружие продемонстрировали императору Вильгельму. И он, и руководство фирмы остались довольны результатами испытаний, которые продолжались до начала декабря.
27 января (по старому стилю) началась русско-японская война. В ходе войны выяснилась срочная необходимость России усилить русский флот на Дальнем Востоке. Россия заказала 18 субмарин. Не была обойдена вниманием и фирма Круппа - в марте 1904 года её представитель в России предложил в короткие сроки построить 3 подводные лодки, и в Германию отправилась комиссия, состоявшая из инженера Бубнова и капитана 2 ранга Беклемишева.'В итоге 24 мая 1904 года был подписан контракт на постройку 3 подводных лодок типа Е и на закупку 75 торпед Шварцкопфа.
В обстановке строжайшей секретности германский подарок был погружен на железнодорожную платформу (для сохранения тайны в документах лодка фигурировала как передвижной предохранительный буй) и в середине июня прибыл в Петербург, на Балтийский завод. 21 августа секретным приказом №173 лодку зачислили в списочный состав Российского императорского флота как миноносец Форель.
Форель оказалась в то время ценным приобретением: это была единственная боеготовая лодка, готовая к немедленной отправке на Дальний Восток - небольшие размеры лодки позволяли не разбирать Форель, а транспортировать её целиком на обычной грузовой платформе. Поскольку Порт-Артур к тому времени был уже блокирован, германский подарок и все остальные субмарины пришлось отправлять во Владивосток. 25 августа лодку погрузили на железнодорожную платформу (вместе с аккумуляторами и торпедными аппаратами, но почему-то без единой торпеды) и прицепили к воинскому эшелону (экипаж ехал тем же поездом). В дороге особых происшествий не было, и 25 сентября груз прибыл во Владивосток. 2 октября она совершила своё первое плавание - пока только по Владивостокской бухте. С этого дня Форель - первая подводная лодка на Дальнем Востоке - постоянно находилась в боевой готовности на случай блокады Владивостока японским флотом. Плавания по бухте Золотой Рог продолжались до начала ноября, а затем лодку подняли на берег. Весна 1905 года выдалась ранняя, бухта очистилась ото льда, и субмарины начали совершать походы по бухте, а в конце марта во Владивосток наконец-то доставили торпеды. С этого момента подводные лодки перестали быть только виртуальной угрозой.
В исторической литературе по сей день ведётся дискуссия - насколько эффективным было это новое оружие, но нельзя оспорить мнение тогдашних военных о том, что именно Форель и прибывшие вслед за ней на Дальний Восток другие подводные лодки сыграли значительную роль в снижении активности японского флота в районе Владивостока. 23 мая 1911г. Форель была законсервирована и сдана на хранение в порт, а 31 мая её исключили из списков Сибирской флотилии. В годы Первой мировой войны боевые действия на Дальнем Востоке практически не велись и поэтому все боеспособные подводные лодки были отправлены на Балтику и Чёрное море, однако корпус Форели продолжал оставаться во Владивостоке. Его никак не использовали - он просто стоял на берегу. В 1918 году Форель досталась белочехам, но они её тоже вряд ли пытались как-то использовать. Точных данных о дальнейшей судьбе Форели обнаружить не удалось. По одной из версий, правительство купцов Меркуловых продало её в Маньчжурию, где корпус лодки был разобран на металл. Впрочем, не менее вероятно, что никому не нужный корпус старенькой подлодки благополучно простоял всю Гражданскую войну во Владивостоке и был разобран на металлолом уже после её окончания. Так завершилась биография первой русской подводной лодки на Тихом океане.
У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование - 87 - Подводная лодка Форель бесплатно.
У Вас есть отзыв или предложение? Напишите нам.
У Вас есть вопрос? Возникла проблема? Вам не с кем поговорить? Напишите нам.