В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 32 представлены выкройки автомобиля Я-3.
Осенью 1924 года группа заводских конструкторов под руководством Владимира Данилова приступила к проектированию трехтонки. Помощь оказали их коллеги с московского автозавода АМО. Еще в 1923-м на АМО под руководством главного конструктора Ципулина была проведена работа по модернизации трехтонного грузовика Уайт. Главным изменением была замена цепной передачи к заднему мосту на карданную. Затем всю документацию передали в Ярославль. Автомобиль планировали выпустить к 1 мая 1925 года, но из-за отсутствия комплектующих деталей срок перенесли на следующую советскую знаменательную дату. Первых два ярославских грузовика были собраны в ночь на 7 ноября и ушли на испытания. Одна машина отправилась по маршруту Ярославль - Ростов - Ярославль протяженностью 133 км, вторая испытывалась в Москве Автотрестом и НАМИ. После испытаний Я-3 (ярославский трехтонный) был принят к производству. Машина была тихоходной из-за слабого двигателя от АМО, но очень дорогой.
Машина имела раму из швеллерного проката, комплектовалась двигателем и коробкой передач Амо-Ф15 и ацетиленовыми фарами.
В отделке допустили ненужную роскошь: кабину делали из дуба, сиденье обивали натуральной кожей, кузов лакировали. В дальнейшем, на последующих моделях, начали применять сосну и дерматин. Всего в 1925-1927 гг. сделали 160 машин Я-3, в том числе несколько десятков шасси для автобусов, и пожарных автомобилей. Ни одна машина Я-3 не сохранилась.
У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование - 32 - Автомобиль Я-3 бесплатно.